суббота, 20 июля 2013 г.

ДЕРЖАВИН и ЛОМОНОСОВ - анонс

Дорогой друг!
Клуб поэзии (основан в 1978 году на физическом факультете МГУ) продолжает сезон 2012/2013 года!
Новые темы, новые лица, новые идеи.

20 июля, в субботу, в 17-00, в пос. Рождествено состоится очередное заседание Клуба на тему:

ДЕРЖАВИН и ЛОМОНОСОВ. «Я памятник себе воздвиг…».

Сообщения по темам – Максим Амелин и Юрий Нечипоренко.

Более подробная информация о встрече - в ответ на ваше подтверждение намерения участвовать. Напишите о себе, если Вы собираетесь придти впервые.

Условие: беззаветная любовь к поэзии+дружелюбие.

Искренне ваш,
Тимур Семенов,
Председатель Клуба

Мы будем читать стихи, рассказывать истории, спорить и пить чай.
В конце вечера мы еще раз обсудим программу следующей встречи, она состоится 3-4 августа и будет посвящена Александру БЛОКУ.

Прочесть стихи Державина и Ломоносова и, конечно, о них, можно, например, здесь:


а также:

Пришлите лучшие ссылки!

Пишите по адресу: physpoetryclub@gmail.com. Укажите контактный телефон. Спасибо!



четверг, 4 июля 2013 г.

ЛЕРМОНТОВ - итоги

Дорогой друг!

22 июня 2013 года состоялось девятое в сезоне 2012/2013 года заседание Клуба поэзии (основан в 1978 году на физическом факультете МГУ). Очередное заседание в летнем сезоне – по летнему поэтическому времени 2013-го года…

Участники обсуждали тему:
Михаил ЛЕРМОНТОВ. «За всё, за всё тебя благодарю я...».

…Не так давно мы читали у Мандельштама:

А еще над нами волен
Лермонтов, мучитель наш…

Как мучительны были жизнь, поэзия и проза для самого Лермонтова! Почему же «мучитель наш»? Эту загадку мы не разгадали. Про «дайте Тютчеву стрекозу» есть целое исследование (Настя прислала ссылку), а про мучителя-Лермонтова разгадки нет – или мне она неизвестна. Отношения между Поэтами – такая тайна…
А название вечера – это обращение поэта к женщине? Эта загадка попроще. Перечитайте вновь это гениальное стихотворение, растиражированное вплоть до «культовых» «Покровских ворот» (развязный и милый Костик плотоядно дурачится, цитируя: «за тайные мучения страстей, …отраву поцелуя…»), так вот, перечитайте и убедитесь: всё не так! Это, без сомнения, обращение к Богу, итог жизни, покаяние и молитва. Много было споров на вечере о том, набожен ли был Лермонтов или нет, однако мы «со стихами в руках» убедили друг друга: да, как и всякий (неуместное по сути слово) великий поэт, он не раз ставит себя рядом, а то и выше Творца, не раз богохульствует, однако отдельной и непрерывной, прочной нитью проходит через его творчество духовная тема, отличная от иных, более частых, но столь же неповторимо Лермонтовская, как и все его зрелые стихи. Просмотрите алфавитный список стихов – одних только Молитв несколько. Скупая статистика свидетельствует: одна из них положена на музыку более чем 80-ю композиторами. И это не самое большое число мелодий для стихов Лермонтова! Они – стихи – настолько внутренне мелодичны, что петь их - наслаждение
Я забегаю вперед. Конечно, в начале вечера был большой разговор о лирике Лермонтова, о его несчастных любовях и влюбленностях, о том, каким непростым был его характер, как он мог мстить за нанесенное оскорбления,  - или за то, что ему было угодно считать таковым…
Мы разглядывали любопытную маленькую книжицу (задумана и издана Людмилой Швецовой), где 19 разделов, из которых 18 – это стихи, посвященные разным узнанным, известным нам женщинам, которыми поэт восхищался, а 19-й раздел - стихи, посвященные неизвестным.
Как нетерпелив, импульсивен, как раним был Лермонтов: мы представляем его на балу, нескладного (говорят, он был косолап), курносого, не столь знатного и вельможного, как его соперники.
И тут происходит чудо. Он читает стихи, заносит их в альбом, и вот уже совсем иначе смотрят на него, он краснеет от гордости и сознания собственной победы…

Он стал поэтом в один день, день, когда было обнародовано (в списках, конечно) стихотворение «На смерть Поэта».
Опять же, как и у всякого великого стихотворения, уже первая строка заставляет сердце вздрогнуть.
Погиб Поэт, невольник чести…
Невольник чести! Он сказал это, и сам стал Поэтом. Тот, о ком сказано это, тоже, посмертно, родился вновь – прочь навсегда любые домыслы, наветы, скабрезные шутки о Пушкине, его жене и его убийце. Отныне – только Гений, Поэт. Невольник чести!
Так по сути ДВА гения родились в одну минуту, когда прозвучала Строка. Один – погибший – навсегда стал только Поэтом, перестав быть светским волокитой и легендой света, одним из выпускников Лицея и сочинителем, как многие. Другой – юный и, казалось, только начинающий жить, перестал быть бретером, автором сомнительных «офицерских» стихов и юношеских произведений. (Вот что может строка – помните, мы читали Ахмадулину, которая по другому поводу деловито по-девчоночьи определила ЭТО: «что мы в невежестве своем//строкой бессмертной назовем»).

Кстати, о юношеских и немного подражательных стихах Лермонтова. Прочтя несколько, мы поняли, что период ученичества у него завершился уже в 18 лет! Домашнее (бабушкино) воспитание было таково, что уже в 16 лет свободно владел поэтической техникой, писал стихи и поэмы на разнообразном материале. А в 18… Прочтите любое его произведение и – это Лермонтов и только он.
Итак, стихи на смерть Поэта.
(Как тут не вспомнить великого продолжателя с его эпическими вздохом: «Я знаю силу слов…». Продолжатель (Маяковский) тоже знал силу слов, и знал, пожалуй, даже лучше – примеров через 100 лет стало больше).
Есть две потрясающих вещи, словно зашифрованных, скрытых в этом стихотворении. Оно прозвучало далеко не сразу на нашем вечере, как раз тогда, когда просто читать было уже не очень интересно, когда хотелось проникнуть за стихотворную ткань, найти что-то новое, необычное и даже таинственное. Первая тайна – написано было не одно, а ДВА стихотворения. Первое закончено было логично и потрясающе проникновенно: «приют Певца угрюм и тесен,//и на устах его печать». После обнародования стихов оскорбленный свет возопил. Дело дошло до государя. Осуждению Лермонтова не было предела. Как мог он душку Дантеса обвинить… И так далее. Прочтите об этом, ищется легко. Так вот, тогда уязвленный Лермонтов поступает наперекор всему и вся: он ни много ни мало дописывает стихотворение, а по сути, пишет новое, второе, подверстывая его к бывшей концовке: «А вы, надменные потомки… вы, жадною толпой стоящие у трона…» По сю пору строки пробирают до дрожи. Говорят, ссылка его сделалась тогда предопределена. А, по-моему, даже и 1917-й год был предопределен! «Свободы, гения и славы палачи… и вы не смоете всей вашей черной кровью…» Он пророчит им всем море крови…
Уфф… А вот еще одна загадка. Имя в стихах «На смерть Поэта» не названо. Не названо всуе? Или это притча-пророчество на тему Поэт и власть, Поэт и чернь? Мы знаем, что это о Пушкине, но имени называть почему-то нельзя. Потом было иначе. Вот Маяковский пишет Сергею Есенину: «…нет, Есенин, это не насмешка…» И многие другие в некрологах либо называют имя в строке, либо в посвящении.
Все иначе, когда речь о Пушкине.
Опять напомню о том, что читали мы на Клубе поэзии, помните: «Дачный роман» Ахмадулиной. Почти эпическая вещь, сюжет, мистика, все там посвящено Ему. Но кому? «И тот, столь счастливо любивший печаль и блеск осенних дней…» Имя не называется. Нельзя, и все. Кажется, это может быть олицетворением вселенской тайны поэзии – высшая степень этой тайны, когда имя гения, как имя Бога, не стоит называть в мирской речи. Говорите «Спаситель», «Поэт», «…и тот, чья поступь молодому льду// не тяжела…».
Много интереснейших споров было о соотношении Пушкина и Лермонтова. С одной стороны, они словно единое целое в нашей истории, в литературе и в сознании русского человека. Оба убиты теми, у которых «в руке не дрогнет пистолет». С другой стороны – противоположности. Один – многодетный семьянин, вечно без денег, но зато камер-юнкер и всегда в кругу высшего света; другой – вечно несчастный влюбленный, богач по наследованию, низший чин, только незадолго перед смертью удостоенный внимания элиты (включая очаровательную вдову Наталью Николаевну). Сколько было царственной скорби по кончине Пушкина и какова первая реакция того же императора на смерть Лермонтова: «Собаке – собачья смерть!». Эти слова, как видим, придуманы не в годы сталинского террора. Еще раньше бабушка Лермонтова так же «напутствовала» в мир иной своего зятя, покончившего с собой потому, что не захотел опозорить любившую его замужнюю женщину.
Не буду увлекаться рассказом, возможно, вы пришлете свои отзывы, с другими фрагментами обсуждения.
Дальше – пунктиром. Великий Ираклий Андроников (Андроникашвили) – пласт, гора советской культуры и гениальный лермонтовед. Поговорили и о нем, неподражаемом. Пожалуй, творчество ученого и рассказчика Андроникова – это тот долг, который отдала поэту Грузия, Грузия, у которой не было более искреннего и талантливого певца в России, чем Лермонтов. Достаточно прочитать любой фрагмент «Мцыри», как происходит чудо: ты вспоминаешь детство, а потом оторопь берет от мысли о том, что же сегодня произошло между нашими народами…
Еще о фрагментах. Для всех, кто готовился к заседанию Клуба, по душе пришлось маленькое открытие – сколько крылатых фраз и выражений того языка, на котором мы все говорим сегодня, принадлежат Поэту, прожившему магические 27 лет: от 1814 до 1841-го… (всего!).

Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно

Была без радости любовь,
Разлука будет без печали.

И скучно, и грустно,
И некому руку подать…

И множество иных: «не Москва ль за нами?», «выхожу один я на дорогу», «белеет парус одинокий», «я б хотел забыться и заснуть», «прощай, немытая Россия», «… но странною любовью»…
…Продолжать можно почти бесконечно.
Строчки Лермонтова давно стали некими «гиперсловами» или – рискну сказать – некими «гиперссылками» в современном русском языке. Частицами Легенды, объединившей стихи и биографию Поэта. Московский университет и Санкт-Петербургское военное училище… Политический ссыльный, воин, патриот, герой-любовник, несравненный певец красоты и души женской… И еще – Демон, то есть автор, творец Демона – поэмы, но значит и Врубелевского, и многих других великих Демонов. Значит и сам немного Демон? Что-то сродни мучителю…

Он не писал «текстов песен» и романсов. Но в примечаниях ко многим стихам сообщается, сколькими композиторами они положены на музыку. Пролистываешь знакомые с детства (и незнакомые) стихи Лермонтова и видишь: 20 песен и романсов, а вот это – вдруг – выбрали 40 композиторов. «Молитва», которая, как мы помним, удостоилась внимания 80-ти композиторов. Доходило и до девяноста… Разве можно этого не знать! И счет не заканчивается, как можно догадаться. Спасибо большое Ане за прекрасное исполнение романса на стихи Лермонтова. Подпевали мы нестройно, но с Баа-альшим чувством!..

Напоследок – о Северном Кавказе, где служил, отдыхал (с детства и до кончины «лечился на водах»), где убит был Поэт.
Наташа накануне заседания съездила в Пятигорск. Я два года назад был в Кисловодске и на экскурсии «по лермонтовским местам». Таня с детства бывала в Железноводске и, конечно, в домике Лермонтова и на месте дуэли… Кавказ и Лермонтов – ведущая тема в путешествиях советских времен. Это было больше, чем Таллин и Самарканд, и даже больше, чем Пушкинские горы! Уступала тема разве что Ленинграду… Удивительный феномен, полезно его вспомнить сегодня – и нам с вами, и тем, кто выдумывает «туристические кластеры». Поэзия всё же в основе всего…

Искренне Ваш,
председатель Клуба
Тимур Семенов

Пишите по адресу:


среда, 19 июня 2013 г.

СИМОНОВ - итоги

Дорогой друг!

25 мая 2013 года состоялось седьмое в сезоне 2012/2013 года заседание Клуба поэзии (основан в 1978 году на физическом факультете МГУ). И первое заседание в летнем сезоне – по летнему поэтическому времени 2013-го года…

Участники обсуждали тему:
Константин СИМОНОВ. «Я вас обязан известить...».

Название вечера – первая строка «культового» письма «от имени офицеров полка» Женщине из города Вичуга. Это одно из тех немногих стихотворений, которое сколько ни читай, холодок пробегает по спине. «Обязан...» Это отчет поколения, это пример советской поэзии. В том смысле, прежде всего, что она для всех. Все творчество Симонова, пожалуй, проникнуто искренним чувством долга. Перед любимой, перед другом, перед согражданами и перед самим собой.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины? Так говорят в семье..
Обращение к другу по имени – Алеша – трижды в одном стихотворении, названия местности и детали одежды – все поражает, давая вместо пустого пафоса искреннее до предела поэтическое, ЛИЧНОЕ звучание. Эти стихи просятся читать не с эстрады, а наедине с собой или с самым близким человеком. Их так и читали – в войну в основном в рукописных копиях.
Вообще, немногие поэты снискали такую славу, как Симонов. «Жди меня и я вернусь…» - несколько поколений людей огромной страны, те, кто помнит Великую войну, и их дети повторяли вслух эти слова. Мы сошлись на том, что, пожалуй, это – САМОЕ известное стихотворение в русской поэзии вообще!
Мужественность Симонова не только в его головокружительном до-, военном и послевоенном романе с Серовой. Не только в его знаменитой трубке или в лихой внешности – кавказского благородного образца (наследство от отца – русского дворянина армянского происхождения и матери – княжны Оболенской), и даже не в отчаянной храбрости в бою. Пожалуй, главное мужество – неутомимая жажда деятельности, деликатное редакторство и сотни добрых дел, спасенных жизней…

«Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!»,-
это мы в школе учили наизусть…

Советским Хемингуэем называли его многие – то ли в шутку, то ли восхищаясь.

Поэт, взлетевший в зенит своего гения за считаные годы.
Общественный деятель, почти что «функционер системы», сумевший создать столько удивительных «проектов», что их хватило по сю пору.
Мировое светило конгрессов и форумов, восторженно слушать которого слетались все, включая эмигрантов, непримиримых к СССР.
Изгнанник, «сбежавший» из столицы в Ташкент, чтобы писать свои стихи и прозу, ни от кого не завися…
Как это все уместилось в одном человеке? Поэт – всегда загадка.
Даже имя его смущает: он родился и вырос Кириллом, а потом – Константин...Но, кажется, с этим ясно: он не выговаривал «р» и твердое «л». Вот и вся причина псевдонима. Но интересно, не правда ли: тот, самый знаменитый Кирилл почти всю жизнь прожил Константином и лишь незадолго до смерти, приняв постриг, стал Кириллом.

24 мая был День Кирилла и Мефодия. Именины? А мы встречались 25-го.

Пока довольно, нужно дать слово участникам. Мы попросили их после встречи записать и прислать свои основные впечатления. Прислали трое, спасибо им. Добавьте, можно спорить.

Искренне Ваш,
председатель Клуба
Тимур Семенов

Отзыв Насти

Это действительно сильное впечатление. Читаю Симонова уже несколько дней не останавливаясь, ничего другого не могу и не хочу читать...

Отзыв Романа
                                                                          
Вначале мною были сказаны общие слова о том, что поэзия Симонова, на мой взгляд, являясь возвышенной и утончённой, в то же время не теряет доступности для понимания и сопереживания самым неискушённым читателем. Поэтому, опять же на мой взгляд, она хорошо подходит для изучения в школе, если следовать принципу движения от простого к сложному.
В стихах Симонова о женщинах меня затронула хорошо прослеживаемая ирония (здесь вы сразу отметили стих про фотокарточки) и самоирония (стихи про милостыню и спасательный круг).
Его стихи о дружбе мне кажутся спорными и немного отдают кумовством ("Друг-приятель", "Дружба - дружбой, а служба - службой"), сыгравшим, быть может, не последнюю злую роль в дальнейшей судьбе нашей страны. Хотя, можно сказать и по-другому - беда начинается, когда руководитель становится неразборчив [если это про Симонова, я бы поспорил... - ред.]в выборе друзей (см. другое его стихотворение - "Анкета дружбы").
И кончено, нельзя не отметить в творчестве Симонова тему о войне. Меня она затронула, пожалуй, больше остальных. Но её много обсуждали на заседании, поэтому я отмечу только одно стихотворение, которое мы как-то обошли стороной - "Танк". Это, на мой взгляд, ещё одно напоминание о том суровом времени и о его суровых истинах, о том, что в бою бывают моменты, когда "жизнь" танка дороже солдатской жизни.
           
Отзыв Сергея Семенова

            Заседание Клуба поэзии, посвященное творчеству Константина Симонова, получилось очень интересным и полезным. Оно продолжалось более трех часов, и в каждую минуту отличалось непринужденностью и искренностью, под стать поэзии героя встречи.  Ведущие, Виталий и Тимур основательно подготовились и я, например, узнал много нового о стихах и прозе, о творческой биографии поэта.  Жизнь, литературу, историю можно воспринимать и как мозаику и иногда вдруг находишь новый элемент, и тогда вся картина сразу становится более яркой, многомерной и многогранной.  Так сравнительно недавно в “Нашем современнике” я прочел стихотворение о выступлении поэта патриотического, почвеннического направления во Франции, в Ницце, где часть аудитории, состоявшая из “новых”, встретила его с намеренной враждебностью.  Мне запомнились строчки: “Был прав наш Симонов тогда – Так вот оно лицо врага”. Удивительно тепло и гордо звучали эти слова “наш Симонов”, но о чем именно шла речь я не знал. И когда Виталий прочитал стихотворение  “Митинг в Канаде” все стало понятным. После войны Симонов много выступал за рубежом, среди его слушателей были разные люди, но он всегда выходил победителем, рассказывая о Советской армии и о Победе.
            Замечательная баллада “ Поручик”, которую прочел Тимур, произведение, полное тонкого юмора, непафосной, подлинной любви к нашей земле и к нашим людям. Открытием для меня явилось стихотворение, написанное верлибром, здесь поэт достигает вершин иронии, с мудростью и снисходительностью живописуя окружающие нравы. И, конечно же, в своих военных стихах Константин Симонов предстает и как солдат и как  лирик, мастер точных, неожиданных метафор.  
            Особенно хотелось бы поблагодарить Настю и Таню, за то, что они привнесли в обсуждение свое тонкое восприятие поэзии.

 Сергей Семенов

 10. 6. 2013 г.     


суббота, 20 апреля 2013 г.

Анонс - Бунин


суббота, 23 марта 2013 г.

Анонс-ЗАБОЛОЦКИЙ

Дорогой друг!

Клуб поэзии (основан в 1978 году на физическом факультете МГУ) продолжает сезон 2012/2013 года!
Новые темы, новые лица, новые идеи.
Очередное заседание состоится в субботу, 23-го марта 2013 года.

Тема: Николай ЗАБОЛОЦКИЙ. «Что есть Красота?»

О точном времени и месте встречи условимся чуть позже.

Все меняется, остается главное: безграничная любовь к поэзии + дружелюбие!

Председатель клуба
Тимур Семенов

суббота, 16 февраля 2013 г.

АНОНС


Дорогой друг!
Клуб поэзии (основан в 1978 году на физическом факультете МГУ) продолжает сезон 2012/2013 года!
Новые темы, новые лица, новые идеи.
Очередное заседание состоится в субботу, 16-го февраля 2013 года.

Тема: Константин ВАНШЕНКИН. «Я люблю тебя, жизнь!..»
Константин Яковлевич Ваншенкин (17 декабря 1925 - 15 декабря 2012) родился в семье инженера, стихи начал писать с самого детства.
В 1942 году из десятого класса был призван в воздушно-десантные войска. Участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах.
Демобилизовался в 1946 году. Поступил в геологоразведочный институт, но, увлечённый поэзией, перешёл в Литературный институт (окончил в 1953 году). Его женой стала Инна Гофф — сокурсница по Литинституту.
Константин Ваншенкин известен в первую очередь песнями на его стихи: «Я люблю тебя, жизнь», «Как провожают пароходы», «Вальс расставания».
Непесенная поэзия Ваншенкина – стихи о войне и пронзительная интимная лирика – не так широко известна, она абсолютно не эстрадна. Многие его вещи даже не предназначены для чтения вслух.
«Шёпот» – так называется один из его сборников. Большинство его поздних стихов в чем-то близки японским хокку, в которых главное – осознание неповторимости проживаемого мгновения.

Мне иногда чужие снятся сны,
Какие-то нездешние, иные,
В сознание мое занесены,
Как в степь заносит семена лесные…

И еще:

Это было давно. Мы расстались тогда.
А назавтра по старой аллее
Я, забывшись, пришел машинально туда,
Где обычно встречались мы с нею.
И опомнился лишь под лучом фонаря
Возле дома ее, перед входом...
Так - случается - в первые дни января
Письма
прошлым датируют годом.
Пришлите лучшие ссылки!




О точном времени и месте встречи условимся чуть позже.
Все меняется, остается главное: безграничная любовь к поэзии + дружелюбие!

Председатель клуба
Тимур Семенов

суббота, 12 января 2013 г.

Мандельштам-итоги


Памятник Поэту во Владивостоке

"Сохрани мою речь..."


Дорогой друг!

12 января 2013 года состоялось четвертое заседание Клуба поэзии (основан в 1978 году на физическом факультете МГУ) сезона 2012/2013 года. И первое в Новом, 2013-м году…

Мы встретились в Alma mater, на физическом факультете МГУ!
Спасибо Сергею Вятчанину за предоставленную возможность пообщаться в уютной обстановке за чаем!
Мы приветствуем присоединившихся к нам Леру Кошеляеву и Юру Нечипоренко. Спасибо Анне Бодровой за фрагменты воспоминаний И.Одоевцевой, видеоряд и исполнение песен.

Участники обсуждали тему:
Осип МАНДЕЛЬШТАМ. "Пространство, звезды и певец."

В самом начале вечера на стол был выложен гранат – символ поэзии Мандельштама (в противовес винограду – символу Пастернака), гранат, относящийся к винограду так, как Армения относится к Грузии (это обосновал в своем блестящем трактате Георгий Гачева). Плотность его восхитительных зерен, скрытая под тонкой кожей, не раз напоминала нам упаковку смыслов и образов, скрытых Поэтом в его стихах.

Мы начали с начала – с темы вечера. Пространство, звезды и певец.

 И, если подлинно поется
И полной грудью, наконец,
Все исчезает -- остается
Пространство, звезды и певец!

По-моему, это три составляющих мира Поэта: пространство – это понятно, это его дом, это его вселенная (что почти одно и то же), звезды – это время или, точнее, символ вечности, и, наконец, певец – Поэт, который то ли царствует надо всем как Бог, то ли соединяет в себе все мировые смыслы и образы, крепко пакуя зернышки-строчки, как гранат…
Эта формула раннего Мандельштама не менялась всю его жизнь, сквозь весь его поэтический путь. Никто легче него не обращался с Пространством и Вечностью – он перелетал из Воронежа в Рим  и Париж (в стихе!), он воспарял над мировой историей, при этом не теряя ни одной детали в собственных «временах простых и грубых»…
Сравните, друзья. Вот милая сердцу любого русского автора Итальянская нота:

Успенье нежное -- Флоренция в Москве.
     И пятиглавые московские соборы
     С их итальянскою и русскою душой
     Напоминают мне явление Авроры,
     Но с русским именем и в шубке меховой.

А вот повседневный загадочный быт Отечества:

Того, что было, не вернешь.
     Дубовый стол, в солонке нож
     И вместо хлеба -- еж брюхатый;
     Хотели петь -- и не смогли,
     Хотели встать -- дугой пошли
     Через окно на двор горбатый.

Здесь, заметим, «переночевал» будущий, еще не родившийся в ту пору Высоцкий.
А вот та же картина, но более мирная:

В спокойных пригородах снег
     Сгребают дворники лопатами;
     Я с мужиками бородатыми
     Иду, прохожий человек.
     Мелькают женщины в платках,
     И тявкают дворняжки шалые,
     И самоваров розы алые
     Горят в трактирах и домах.
Здесь – от Есенина до современных бардов – «переночевала» почти вся советская поэзия…

"Красота - не прихоть полубога", написал Мандельштам. «Поэзия – не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра», развил мысль Вознесенский. "И опять к равнодушной отчизне// Дикой уткой взовьется упрек...", воскликнул Мандельштам. "К равнодушной отчизне прижимаясь щекой...", сделал метафору осязаемой Бродский. Сколько таких скрытых цитат в поэзии 20-го века – не сосчитать. Мандельштам «разобран» на цитаты, только по преимуществу не просторечные, а возвышенные, философские, подчас загадочные.

Немного о делах государственных. Разве так несовместима с ними поэзия Мандельштама? Например, кто только не щеголял, фрондируя, цитатой О.М.: "С миром державным я был лишь ребячески связан..." А попробуйте разобраться поточнее, что он имел в виду… Мы, кстати, в обсуждении отмечали, что вовсе не так просто отстранялся поэт от «державного» мира, то бишь от государственных дел и мировой политики, - много примеров в его стихах как раз обратного свойства. Впору тут говорить о Тютчевской традиции, обогащенной неповторимым тонким юмором… (см. стихотворения «Петербургские строфы», «Европа», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Сумерки свободы»). Любопытно, что споря о центральной русской поэтической традиции, идущей от Пушкина, мы не сошлись полностью, но почти согласились, что все или почти все обсуждаемые нами поэты – на этом великом пути, где предтечи и последователи неизменно касаются друг друга в огромном хороводе. Наташа Бодрова предложила назвать это просто: Млечный Путь.

«…под собою не чуя страны…», «век-волкодав». Почему-то самых известных в наши политизированные времена стихотворений Мандельштама прочитано не было, а мы поговорили – с подачи Юры Нечипоренко – о том, зачем Поэт написал анти-сталинский опус, возможно, не лучший по поэтическим качествам, но убийственный в прямом смысле для автора как политическая атака на «державный мир». Мнения были разные, но вывод общий – не мог не написать…
    
А вот «вывод», сделанный поэтом, пережившим крах своего Отечества и Революцию, но НЕ пережившим «мирного строительства»:

Еще волнуются живые голоса
     О сладкой вольности гражданства!
     Но жертвы не хотят слепые небеса:
     Вернее труд и постоянство.

     Все перепуталось, и некому сказать,
     Что, постепенно холодея,
     Все перепуталось, и сладко повторять:
     Россия, Лета, Лорелея.

Курсив мой! Лета- это история, это то, что всегда непредсказуемо в России, то, что кануло. Но почему Лорелея? Героиня Гейне и всех немецких романтиков? Я высказал гипотезу, что поэтическое пророчество говорит об искушении прекрасной девы – Лорелеи, сидящей на смертельно опасной Рейнской скале, - зовущей на верную гибель капитанов. Такова, может быть, Россия с ее великим искушением 20-го века…
В общем, все перепуталось: повторять сладко, а сказать некому!

Еще о предчувствиях и пророчествах – свойстве всех Поэтов.
Кажется, еще в 10-12-м годах Мандельштам предчувствует свою трагическую судьбу. 

 Я чувствую непобедимый страх
 В присутствии таинственных высот.

Не буду цитировать еще: посмотрите сами, если нет, - подберу вам сам! Целый ряд великолепных стихов, одним из главных мотивов которых становится… СТРАХ. Страх не от чего-то частного, страх Судьбы. Что-то здесь есть от классической философской поэзии, что-то – от бытовой зарисовки.

     Холодок щекочет темя,
     И нельзя признаться вдруг,--
     И меня срезает время,
     Как скосило твой каблук.

Боже, это твоя жизнь или Поэзия? Где тут грань, нету! И дальше:

     Видно, даром не проходит
     Шевеленье этих губ,
     И вершина колобродит,
     Обреченная на сруб.

Это двадцатые годы, когда писал Есенин: «Кого позвать мне, с кем мне поделиться// той грустной радостью, что я остался жив…» Недолго ли? Осенью 30-го, когда Есенина и Маяковского уже не стало, Мандельштам пишет по-своему:

     Куда как страшно нам с тобой,
     Товарищ большеротый мой!

     Ох, как крошится наш табак,
     Щелкунчик, дружок, дурак!

Судьба уже состоялась…

Но в чем же итог? Итог – возвращение Поэта к своей триаде, но и исчезновение самого Поэта!
Мастерство, вдохновение и тонкость слога и мысли не покидают Поэта (после 5-летнего зловещего молчания полугодовое путешествие по Армении в 30-м году снова освобождает его сознание и речь, за следующие 7 лет он написал вдвое больше, чем за предыдущие 20). Но именно поэтому он так четко (пред)видит свою Судьбу и последний взлет своего поэтического смысла.
Поделюсь нашим открытием. Но сначала прислушайтесь:

     Я скажу это начерно, шопотом,
     Потому что еще не пора:
     Достигается потом и опытом
     Безотчетного неба игра.

Это 9-го марта 1937-го. НЕБО! Вот где соединяются в итоге Пространство, Звезды и… Но Певец еще жив, «вершина» еще «колобродит»! (каким важным казалось именно это словцо посвященному во многие тайны и прожившему несколько жизней Валентину Катаеву!)

     Заблудился я в небе -- что делать?
     Тот, кому оно близко,-- ответь!
     ………
     Не разнять меня с жизнью: ей снится
     Убивать и сейчас же ласкать,
     Чтобы в уши, в глаза и в глазницы
     Флорентийская била тоска.

Италия… Там, говорят, лучшее небо в мире. Еще и еще – Небо.

     Не сравнивай: живущий несравним.
     С каким-то ласковым испугом
     Я соглашался с равенством равнин,
     И неба круг мне был недугом.
……………………………………
     Где больше неба мне -- там я бродить готов,
     И ясная тоска меня не отпускает
     От молодых еще воронежских холмов
     К всечеловеческим, яснеющим в Тоскане.

Несколько раз возникает в стихах Мандельштама итальянский поэт эпохи возрождения Ариостя (автор хрестоматийной в свое время поэмы «Неистовый Орландо»). И еще – мифологическая героиня, богиня Персефона. Мы говорили о том, что случайностей тут не бывает. За каждым именем собственным – целый пласт истории, литературы, без разъяснений понятный образованному современнику. Нам требуется экскурс, и несколько раз мы делаем его, расширяя многократно впечатление от стихов Поэта. О Персефоне чуть ниже (она осталась за рамками обсуждения) а вот Ариост…Вот один из наших экскурсов, :

 Лудовико Ариосто с юности так хорошо усвоил формы и размеры римской поэзии, что без труда писал любые стихи на латыни. Стихотворение «Carmen Epithalamium», написанное по случаю бракосочетания герцога Альфонса I с Лукрецией Борджиа, расположило двор к молодому поэту, и в 1503 он поступил на службу к кардиналу Ипполиту д’Эсте, брату герцога. Ариосто отвечал за организацию различных придворных празднеств. В 1522 году Ариосто стал губернатором Гарфаньяны. Вернувшись, он построил себе небольшой домик с садиком и огородом, где и жил до конца жизни со своей возлюбленной Алессандрой Бенуччи (ок. 14811552). Она происходила из флорентийской купеческой семьи, была женой Тито ди Леонардо Строцци (двоюродного брата поэта Тито Веспасиано Строцци), родила ему шестерых детей. Отношения с Ариосто начались в 1513 г., но и после смерти мужа (1515) продолжали оставаться тайными. Ариосто ни разу не назвал имя возлюбленной, а затем и жены в своих сочинениях.

Вот вам и флорентийская тоска, и Тоскана, и эпохальный вздох Поэта: «Все движется любовью…»
Наверное, надо еще почитать Ариосто, чтобы лучше понять Мандельштама… Как минимум, запомним, что любовь к длинным перечислениям была свойственна древним авторам, вспомните восхищение О.М. строками Гомера («я список кораблей прочел до середины»), так же и Ариост…

Еще несколько эпизодов нашего обсуждения.
Сергей Вятчанин обратил внимание на то, что заведомо неправильные и даже корявые поэтические  выражения типа «тоненький бисквит ломая,// тончайших пальцев белизна» - служат средством поразить, остановить внимание читателя. Вспомните Гумилева : «и руки сегодня особенно тонки,// колени обняв».

Аня Бодрова заметила, как немного, в сущности, у Мандельштама стихов о любви. Наверное, потому, что все вокруг него и внутри него – Любовь. «Всё движется любовью…», сказал О.М.

Армянский цикл – «дикая кошка -- армянская речь» - один из самых мужественных и оптимистичных в поэзии Мандельштама, заканчивается возвращением в Ленинград. Именно об этом сказано «я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

Антон Забродин привлек наше внимание к менее известной серии шуточных и детских стихов О.М. Они настолько легки и искрометны, что цитировать надо полностью, прочтите на досуге еще раз…

Мне показалась очень значительной еще одна серия стихов, в которой Поэт словно пытается «остановить мгновение», или так замедлить время, чтобы «вечностью наполнить миг», как пронзительно писал Гете.
Сквозной образной темой этих стихов стал… мед. Вместе с ним – пчелы и осы, полные не вполне ясного до поры значения.

Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
«Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем…» И через плечо поглядела.

Мгновение? Вечность…
И еще: «Возьми на радость из моих ладоней// немного солнца и немного меда,//как нам велели пчелы Персефоны…»
И стихи про день летнего солнцестояния…
И почти прощальный вздох о несбывшемся:
Вооруженный зреньем узких ос,
Сосущих ось земную, ось земную…
(здесь, конечно, осы и Осип – почти синонимы).
Предоставляю читателю самостоятельно продлить удовольствие от этой серии стихов о полном замедлении мгновения – или Вечности, что в данном случае одно и то же.

А почему пчелы не чьи-нибудь, а Персефоны?
За этим снова целый гранат плотно упакованных смыслов:
Персефона (она же – Прозерпина) – дочь Зевса, принуждена была 3 четверти года находиться в царстве мертвых, лишь потому, что по случайности отведала в нем несколько зерен.. граната…
Четверть года она проводила на земле, так с древности миф о Персефоне символизирует смену времён года.
Ну а пчела? В мифах она часто является атрибутом или одним из воплощений Великой Матери. Пчелу связывали с Артемидой (Дианой), Деметрой, Персефоной, Афродитой; их жриц называли «пчелами». В Греции форма улья часто использовалась для погребений; предполагалось, что это связано с мотивом бессмертия. Кроме того, считалось, что души умерших могут переселяться в пчел! А Персефона как раз богиня царства мертвых…(подробнее  – смотри статью http://religion.ng.ru/style/2005-03-16/8_secret.html).


Мед, пчелы, Персефона, гранат…
Совпадения в хорошем интересном деле – обязательная, хотя и всегда неожиданная часть повестки дня.
В напоминание об этом мы размещаем старинный портрет обольстительной Персефоны – с гранатом в руке.
Наш гранат мы съели без всяких мыслей о мифологии…
А еще одно совпадение вы увидите на фото (там, где мы с Сергеем Вятчаниным) –видно, что мы провели вечер под портретом… Мандельштама. Но это не Поэт, Осип Эмильевич, а его однофамилец-физик, Леонид Исаакович, работавший в Одессе, Страсбурге и в Москве, основатель кафедры физики колебаний МГУ.

…А еще считалось, что мед и пчелы – древние символы Святого Духа.
Закончим призывом гениального Поэта: «И это будет вечно начинаться!»













До встречи. Все меняется, остается главное: безграничная любовь к поэзии + дружелюбие!